Большинство родителей теряются, когда встает вопрос о выборе секции или кружка для их ребенка. Они хотят для своего чада лучшего – и побольше, чтобы он преуспел в разных сферах. Узнали, что об этом думают психологи и воспитатели.
Эксперты:
Дарья Юрьева, психолог, кинезиолог
Вера Полякова, воспитатель ГБОУ г. Москвы «Школа 771»
На что ориентироваться при выборе секции для ребенка?
«Одна из главных задач родителей – смотреть на ребенка не как на часть себя, а как на отдельную личность, у которой есть свои сильные стороны и собственные интересы, – говорит психолог Дарья Юрьева. – Эти интересы могут не соответствовать ожиданиям родителя и даже идти вразрез с тем, где он хотел бы видеть своего ребенка».
Воспитатель Вера Полякова советует обращать внимание на увлечения, способности и темперамент ребенка. Активным детям могут больше подойти командные виды спорта (футбол или баскетбол) или спортивная гимнастика, а спокойным – шахматы, теннис, плавание. Когда родители помогают ребенку осознавать свои сильные стороны – они формируют у него здоровую самооценку. Благодаря этому дети начинают лучше понимать себя, отвечая на вопрос: «Какой я?»
Однако возможна и противоположная тактика: выбирать секцию, опираясь на слабые зоны или зоны роста ребенка, чтобы развить те навыки, которые даются ему с трудом. В этом случае решающим фактором становится личность тренера или педагога. Именно он должен пробудить в ребенке интерес и помочь по-новому взглянуть на занятие, которое раньше ассоциировалось с неудачами.
На какую секцию отдать ребенка, если он не знает, куда хочет ходить?
Посещение секций способствует социализации, физическому и психологическому развитию и помогает формировать полезные личностные качества. Однако ребенок может не проявлять конкретной заинтересованности – и это абсолютно нормально.
Психолог Дарья Юрьева отмечает, что история про ребенка, который «не знает, чего хочет», может указывать на отсутствие сил, эмоциональную перегруженность или просто недостаток информации о возможных направлениях. Возможно, ему понравился бы футбол, но он никогда не пробовал или мало об этом знает. Это уже вопрос кругозора.
В такой ситуации воспитатель Вера Полякова советует: «Если ваш малыш не знает, куда хочет пойти, важно его направить: сводите на каток и расскажите о фигурном катании или хоккее, посетите футбольный матч и поделитесь историями о знаменитых футболистах. Некоторые дети вдохновляются детскими увлечениями родителей, особенно если те расскажут о своих достижениях или впечатлениях максимально увлекательно. В любом случае задача взрослых – заинтересовать».
Стоит также отметить, что истинная причина неопределенности может быть куда серьезнее. Нередко родители привыкли решать все за ребенка: у него никогда не спрашивали, что он любит, какое блюдо хочет на ужин или куда предпочитает пойти в выходной. А тут вдруг просят выбрать секцию – и возникает проблема: раньше у него попросту не было права выбора.
На сколько секций можно водить ребенка, чтобы не перегрузить его?
Конкретных цифр не существует – все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Если у него хватает сил и желания на 3-4 секции – отлично. Если нет – достаточно и одной активности. Существуют разные психотипы: кому-то необходимо общение, а кому-то – больше отдыха и времени наедине с собой.
По мнению психолога, расписание стоит корректировать, если вы замечаете резкие изменения в поведении ребенка: он может стать более агрессивным (что часто свидетельствует об усталости и перегрузке), плаксивым или замкнутым. Все это требует вашего внимания и открытого диалога с ребенком о его самочувствии.
Воспитатель Вера Полякова подчеркивает важность баланса между занятиями и отдыхом, а также необходимость учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка. Ключевой ориентир – его эмоциональное состояние.
Нужно ли заставлять ребенка, если он не хочет ходить на секцию из-за лени?
Заставлять – не лучшая стратегия: так можно полностью отбить интерес. Важно выяснить истинную причину. Эксперты отмечают, что за «ленью» часто скрываются усталость, конфликты с тренером или коллективом, завышенные ожидания взрослых или страх неудачи. Иногда проблема лежит совсем в другой плоскости – например, ребенок переживает из-за развода родителей. Причин для так называемой «лени» может быть множество. Главное – проявлять интерес к жизни ребенка и к тому, что с ним происходит.
Вывод
Досуг ребенка – не соревнование, кто больше, быстрее и лучше. Он может вообще не ходить на секции и при этом быть абсолютно счастливым. Но когда начали заниматься, необходимо обращать внимание на состояние ребенка: если после тренировки он возвращается довольным – значит, вы сделали правильный выбор.
Читайте также:
Можно ли воспитать ребенка без детских травм
Как психологи советуют реагировать на истерики ребенка
Можно ли детям пить кофе: что говорят ученые?
Поколение ни-ни: между детством и взрослостью
Все материалы на сайте носят информационный характер и не могут заменить консультацию врача
