Сезон распродаж в самом разгаре. Начинается охота за самыми вкусными скидками и выгодными предложениями. Спросили у психолога, как это влияет на психику человека, где грань между шопоголизмом и нормой и кто подвержен зависимости.
Эксперт:
Михаил Короб, клинический психолог
Какие признаки шопоголизма?
Такая зависимость, как шопоголизм, зародилась в XX веке в США. Американское общество потребления стало синонимом успешной жизни. Сегодня маниакальной тягой к покупкам страдает не менее 10% населения планеты. Любой человек может оказаться жертвой компульсивных покупок, но чаще ими становятся женщины 18-35 лет.
«Шопоголизм считается поведенческой зависимостью. Шопоголик одержим навязчивой идеей покупать, даже если эта покупка не является необходимой или человек не может себе ее позволить. Он получает эмоциональную разрядку каждый раз, когда становится обладателем новой вещи. Это приносит кратковременное облегчение и удовольствие, но затем появляется чувство вины, тревоги или стыда», – говорит Михаил Короб, клинический психолог.
Главная проблема шопоголика в том, что он не может остановиться. Им движет зависимость: у него отсутствует внутренний контроль. Такое состояние можно сравнить с алкоголизмом, наркоманией или игроманией. Шопоголик аналогичным образом втягивает себя в финансовые проблемы.
Где грань между зависимостью и нормой?
По словам психолога, шопоголизм становится зависимостью, когда покупки начинают управлять жизнью человека, а не наоборот. Грань между нормой и болезнью можно определить черед следующие маркеры:
- Намерение – если человек осознанно покупает нужные вещи, даже часто, это не шопоголизм. Зависимый человек покупает импульсивно, под влиянием эмоций.
- Эмоциональный фон – для шопоголика покупки являются способом унять тревогу, справиться со стрессом и плохим настроением.
- Финансовая ответственность – шопоголик выходит за пределы своего бюджеты: влезает в долги, оформляет кредит, тратит последние деньги, отложенные на еду и другие обязательные расходы.
- Влияние на жизнь – пока покупки не влияют негативно на отношения, работу и повседневную жизни, это не зависимость.
Если вы испытываете эмоциональные трудности без покупок или у вас дома скопилось большое количество однотипных или схожих по фасону вещей – это повод задуматься.
Какие причины шопоголизма?
Большинство специалистов считают главной причиной шопоголизма – стресс, а точнее, желание человека получить разрядку, снизить свою тревожность. Также существуют другие версии. Например, на гормональном уровне шопоголик имеет дефицит серотонина (гормон счастья), который он компенсирует покупками. Или человек заглушает недовольство собственной жизнью, отсутствие хороших отношений с родителями или детьми тем, что становится обладателем новой вещи.
Большое влияние на формирование шопоголизма оказывают постоянные распродажи, уловки продавцов и маркетологов. Современный человек живет в обществе потребления, когда в погоне за счастьем он покупает больше товаров, чем ему нужно для жизни.
Клинический психолог Михаил Короб называет следующие причины шопоголизма:
- Потребность в контроле – ощущение власти над своей жизнью.
- Замещение эмоций – способ заполнить эмоциональную пустоту, справиться с тревогой или низкой самооценкой.
- Поиск удовольствия – всплеск дофамина и серотонина создают иллюзию счастья.
- Культура потребления – создание образа «успешной жизни» через покупку вещей.
- Влияние окружения – желание соответствовать социальным стандартам.
- Нейрохимические изменения – у шопоголиков активизируются те же зоны мозга, что и у наркоманов, и алкоголиков.
Как избавиться от шопоголизма?
Избавление от шопоголизма требует комплексного подхода. Лечение любой зависимости начинается с осознания проблемы. Эксперт советует вести дневник покупок: записывать, что, где и почему купили, чтобы увидеть повторяющиеся паттерны. Важно анализировать свои эмоции перед и после покупок.
Отличная возможность не тратить лишнего – установить финансовые ограничения. Можно выделять определенную сумму на необязательные траты, использовать только наличные или дебетовую карту, но никак не кредитку.
Работа с психологом позволит разобраться в причинах зависимости: низкой самооценки, стрессе или одиночестве. В результате таких сессий со специалистом можно развить осознанное потребление.
«Шопоголизм – это больше, чем просто привычка покупать. Это сигнал о том, что человек пытается справиться с внутренними проблемами через внешние вещи. Признание проблемы, работа над собой и поддержка специалистов помогают преодолеть зависимость и вернуть контроль над своей жизнью», – говорить клинический психолог Михаил Короб.
Выводы
Что надо запомнить о шопоголизме:
- Шопоголик одержим навязчивой идеей покупать, даже если эта покупка не является необходимой или человек не может себе ее позволить.
- Если человек осознанно покупает нужные вещи, даже часто, это не шопоголизм. Зависимый человек покупает импульсивно, под влиянием эмоций.
- Большинство специалистов считают главной причиной шопоголизма – стресс, а точнее, желание человека получить разрядку, снизить свою тревожность.
- Психолог Михаил Короб советует вести дневник покупок: записывать, что, где и почему купили, чтобы увидеть повторяющиеся паттерны.
- Отличная возможность не тратить лишнего – установить финансовые ограничения.
- Работа с психологом позволит разобраться в причинах зависимости: низкой самооценки, стрессе или одиночестве.
Все материалы на сайте носят информационный характер и не могут заменить консультацию врача