Количество детей с аутизмом только увеличивается. У родителей возникают вопросы, на которые они ищут ответы, но не всегда находят. В связи с этим собрали полезную информацию в одной статье.
Эксперт:
Зоя Кравченко, логопед-дефектолог, специалист по работе с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями и особенностями развития
Что такое аутизм
Аутизм – психоневротическое расстройство, которое влияет на общее развитие ребенка. Раньше существовали такие диагнозы, как аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта, атипичный аутизм. В 2007 году на одиннадцатом пересмотре международной классификации болезней (МКБ 11) данные нарушения объединили под одним названием – расстройство аутистического спектра (РАС).
Внедрение новой международной классификации болезней (МКБ 11) в России начали в 2022 году и должны были закончить к 2025 году. Но 31 января 2024 года правительство РФ решило приостановить этот процесс. Поэтому на практике иногда возникает путаница в постановке диагноза и изучении данной темы родителями.
Какие признаки аутизма
Для постановки диагноза расстройство аутистического спектра должно присутствовать три главных симптома:
- нарушение социализации;
- недостаток взаимной коммуникации;
- недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном спектре поведения.
«При нарушениях социализации у ребенка отсутствует интерес к взаимодействию с другими детьми и взрослыми. Ему сложно понять чувства и эмоции других, а также выразить свои собственные, из-за чего возникают проблемы с установлением контактов. Взрослым начинает казаться, что ребенок не замечает никого, не привлекает в игру, не откликается на имя. Стереотипное (повторяющееся) поведение может проявляться в движениях телом, руками, пальцами, например покачивания телом, махи руками как крылышками или перед глазами.», – поясняет Зоя Кравченко, логопед-дефектолог. Такие проявления могут возникать уже в раннем возрасте. У детей постарше наблюдаются проблемы с восприятием социальных норм или контекстных ситуаций, например они не понимают правил игры или правил поведения в общественных местах.
Остальной набор симптомов будет отличаться у каждого ребенка. Например, может быть гиперактивность, сенсорная чувствительность к запахам, свету, звукам или текстурам, агрессия к себе и окружающим, резкая смена настроения, необычные привычки при приеме пищи, включая прием непищевых продуктов, пониженная болевая чувствительность.
Расстройство аутистического спектра не означает умственную отсталость – показатель IQ может быть как низким, так и достаточно высоким. Иногда такие дети вообще отличаются феноменальной памятью. Они способны пересказать несколько страниц впервые услышанного текста, но в то же время могут иметь проблемы с социально-бытовыми навыками. Также дети с РАС сложно понимают шутки, метафоры или другие фигуры речи.
По словам эксперта, у детей с расстройством аутистического спектра часто происходит задержка речевого развития. Некоторые дети не говорят вообще или делают это монотонно, без эмоциональной окраски. Может быть стереотипная речь, связанная с любимой темой ребенка, о которой он может говорить бесконечно. Распространенный симптом РАС – эхолалия – повторение слов или фраз за взрослыми или из любимых мультфильмов, книг.
Как понять, что у ребенка аутизм
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), умственная отсталость, расстройства личности, психотические расстройства могут напоминать или даже сочетаться с расстройством аутистического спектра. Все это осложняет диагностику.
Для начала можно самостоятельно пройти тест на аутизм M-CHAT. Он находится в открытом доступе в интернете. Но есть риски, что ответы будут необъективными, завышенными или заниженными. Поэтому лучше получить консультацию специалиста (в первую очередь педиатра или детского невролога) и обсудить с ним результаты теста и другие симптомы.
В каком возрасте нужно обращаться к специалистам
Оптимальный возраст – 1,5-2 года. В этот период уже хорошо заметны проблемы. Но обращаться нужно в любом возрасте ребенка, если наблюдаются очевидные признаки аутизма. Важно не затягивать с лечением.
«Самый важный звоночек – не соответствие возрастным нормам. Например, отсутствие речи в 3 года – не норма. Ребенок в этом возрасте должен рассказать, где был, что ел, что видел и как соседский мальчик обзывается. Если родители подозревают проблему, не надо слушать советы непрофессионалов: «Ждите, заговорит», «Перерастет...», «Это же мальчик, а они позже начинают говорить» и др. Чем позднее начать работу с ребенком, тем более интенсивной она должна быть», – предупреждает логопед-дефектолог Зоя Кравченко.
Какое возможно лечение аутизма
При РАС нарушаются все сферы развития, поэтому требуется комплексный мультидисциплинарный подход, где будет работать команда специалистов. Туда могут входить логопед-дефектолог, нейропсихолог, специалист по прикладному анализу поведения (АВА), сенсорный терапевт, специалист по адаптивной физкультуре. При необходимости назначается медикаментозное лечение под наблюдением врача-психиатра.
Без интенсивных, системных и регулярных занятий, уверен эксперт, с аутизмом не справиться. В неделю требуется не менее 20 часов разнообразных занятий, адаптированных к индивидуальным потребностям ребенка. Обязательна работа с родителями и включение их в процесс. Очень важно все, чему обучается ребенок на занятиях, переносить в домашнюю среду. Тогда можно говорить о полноценном учебном цикле.
Источник:
1. Семянникова А. А. Расстройства аутистического спектра: классификации, определение понятий, симптомы //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – №. 32. – С. 67-71.
Все материалы на сайте носят информационный характер и не могут заменить консультацию врача
